?

Log in

No account? Create an account

Don't · get · any · Big · Ideas


Посмотрите

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

Посмотрите у мирских и во всем превозносящемся над народом божиим мире, не исказился ли в нем лик божий и правда его? У них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с некиим торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: «Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай», – вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных – зависть и убийство, ибо права‑то дали, а средств насытить потребности еще не указали. Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается в братское общение, тем что сокращает расстояния, передает по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому единению людей. Понимая свободу, как приумножение и скорое утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства. Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов‑прислужников считается уже такою необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью, честью и человеколюбием, чтоб утолить эту необходимость, и даже убивают себя, если не могут утолить ее. У тех, которые не богаты, то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей, зависть пока заглушаются пьянством. Но вскоре вместо вина упьются и кровью, к тому их ведут. Спрашиваю я вас: Свободен ли такой человек? Я знал одного «борца за идею», который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сим, что чуть не пошел и не предал свою «идею», чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: «за человечество бороться иду». Ну куда такой пойдет и на что он способен? На скорый поступок разве, а долго не вытерпит. И не дивно, что вместо свободы впали в рабство, а вместо служения братолюбию и человеческому единению впали напротив в отъединение и уединение. А потому в мире все более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей и воистину встречается мысль сия даже уже с насмешкой, ибо как отстать от привычек своих, куда пойдет сей невольник, если столь привык утолять бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумал? В уединении он, и какое ему дело до целого. И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше.

Достоевский. "Из бесед и поучений старца Зосимы"
 


 

* * *
* * *
On November 11th, 2008 08:24 pm (UTC), khan_leva commented:
bratiya karamazovi the best. velikiy inkvizitor samaya klassnaya chast.
[User Picture]
On November 11th, 2008 08:51 pm (UTC), agento_range replied:
классная - потому что описывает максимы тайной философии римско-католической церкви и инквизиции в частности - или по каким-то другим причинам? для меня она прежде всего - взгляд из 19 века в будущее западного мира)
выделить что-то самое из карамазовых затрудняюсь, очень много сильных моментов.
* * *
On November 13th, 2008 12:12 pm (UTC), khan_leva commented:
dlya menya tak je :взгляд из 19 века в будущее западного мира)
vprochem roman ochen mnogourovneviy,i v velikom inkvizitore doljni bit i drugie interesnie idei.i hochu pochitat horoshiy analiz knigi.
poka znayu tolko analiz berdyaeva,no ego trud i chital eshe do karamazovih.
* * *
[User Picture]
On November 15th, 2008 06:05 pm (UTC), likushin commented:
Увы. Это поучения лже-Зосимы. Их следует называть поучениями Алексея Фёдоровича Карамазова.
[User Picture]
On November 15th, 2008 07:29 pm (UTC), agento_range replied:
лже-зосима? лже-иисус? я во многом не согласен с догматами православной церкви, но эта часть "карамазовых" как нельзя лучше подходит к моему христианскому мироощущению. я отрицаю значимость большинства ветхозаветных историй, но - бог есть любовь, а ад - её отсутствие, невозможность её. а итог превозможных поучений Зосимы - в современных US of America воплощается очень правдиво. да и в большинстве католических стран так же. так что Зосима ли, Алёша Карамазов ли - здесь не имеет особого значения. любви Вам.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry